Берегите себя

Берегите себя

5 сент. 2016 г.

Автоэлектрика T-1021 зарядное устройство, ремонт и доработки

Пусть меня упрекают в некропостерстве, но сегодня я поведаю про фабричные зарядники Автоэлектрика T-1021, которые горят как спички. Несколько лет назад такой же подох и у меня, был починен. Похоже, что я был первопроходец.


Тогда пришлось попереписываться с разработчиками, "навтыкать им hujyov" за такое вот схемо-порно, починить аппарат второй раз, но зато у меня есть теперь чем зарядить свинцовый аккумулятор авто. Ну и мотобатарейки заодно.
Вот этот калоприемник, знакомьтесь:

Пришел в гараж, включил его, внутри что-то хлопнуло и он затих навсегда. Разобрал и решил попросить схему у девелоперов. Удачно.

Переписка с разрабами

Так у меня появилась схема. Сейчас ее можно отыскать в интернетах, но у меня хранится первоисточник в PDF.
А картинка это, можно сказать, превьюшка.
Схема, номиналы не подписаны.
Первый ремонт:
A4, VT4, VT5, A1, DR1, DR4, R31, R32 - ушли в лучшие миры.
VT4, VT5 поставил IRF830 вместо IRF740. Были только в корпусах ТО220, пришлось отпиливать им фланцы и насильно превращать в D2Pak — уж что было под рукой.
Заработало и жило довольно долго.

Второй ремонт
Снова затихло и перестало включаться
Думал, опять все по списку выше. Прозвонил R31, R32 — живы, VT4, VT5 — живы.
Все оказалось просто.
Предохранитель отвалился. Девайс работает!
На плате очень гадкий флюс, буквально жрет пайку. Промыл.

Нужно обязательно пропаивать "подкову" токового шунта нормальным флюсом.  Дроссели DR1 и DR4 заменить на нормальные - EC24 тут не применимы
Этим - отказать!
Поставил я конденсатор в фильтр пожирнее, дроссели заменил и работает эта хрень у меня долго и счастливо!
Вот так когда-то сделал - стыдоба. Но работает!
Наблюдение: меня часто спрашивают, а чего он горит-то, да так часто? Это называется "сквозняк". Один транзистор еще не успел закрыться, второй уже начал открываться. Это в первую очередь неудачная микросхема ШИМ — IR2153(1), и схемотехнический мухлеж с выводом ее дедтайма. Ну и транзисторы IRF740 c емкостью затвора 1400 пик тяжеловаты для нее. Зарядить затвор это одно, а вот разрядить его та еще проблема!
Возможно поэтому стоящие сейчас IRF830, (у них 610 пик затвор, у 840 — увы 1300!) не дохнут! Есть STD7NM60N, у них вообще 363pF. Подбирая транзисторы в замену, смотрите на емкость затвора!
Про транзистор во вторичке (его доступный аналог) есть отдельный пост

вот еще небольшой FAQ


1) VT4, VT5 — нужно брать IRF740, какая то маркировка еще должна быть?
Любые, с током выше 4А высоковольтные. Предпочтительно IRF840, хуже IRF830, но и родные 740 годные.
2) R31, R32 — SMD резистор 0.25Вт 1206 10 Ом, 5% пойдет? У него по схеме 10 Ом вообще сопротивление?
любые от 4,7 Ом до 20 Ом, лучше одинаковые
3) DR1, DR4 — можно получается заменить эти дроссели на один двухобмоточный? и DR2 и DR5 докучи на еще один двухобмоточный? На сколько мкГн взять дроссели, родные по цветной маркировке 2000 мкГн?
лучше их выкинуть нафиг, но если очень хочется я бы поставил 100 мкГн, хороши двухобмоточные из аппаратуры.
4) С2 — можно заменить ради профилактики на такой же — ECAP (К50-35), 33 мкФ, 450 В, 105°C, Конденсатор электролитический алюминиевый, нормально?
я считал, что надо 68 мкф по минимуму. Напряжение от 400 В, 105 градусный. Хватит и 33 мкф, но лучше <немного> увеличить.
5) Как подключать NTC термистор, чтобы "мост не вынесло зарядным током"? Последовательно конденсатору С2 между дросселями? JNR13S050M, 5 Ом, 5 А, 20%, NTC термистор пойдет или нужнен на определенный ток и напряжение?
Резистор подходящий. Врезается как предохранитель в разрыв одного из проводов сети, как и предохранитель.
6) Что такое A4,, A1? не нашел на схеме =(
A1 — микрсхема восьминогая, IR21531 – улучшенная версия драйвера IR2155 и IR2151.
A4 — тоже не нашел, видно имелся в виду выпрямительный мост, опечатка. Проверить и впаять не место, если жив.
7) А микросхема IR21531S должна быть именно IR21531S? Просто есть IR21531SPBF, IR21531STRPBF, IR21531S — в них есть какая то разница?А микросхема IR21531S должна быть именно IR21531S? Просто есть IR21531SPBF, IR21531STRPBF, IR21531S — в них есть какая то разница?
IR21531 это название микросхемы, ее имя. Дальше буква — микра может быть с вертикальными ножками D(DIP8) или с горизонтальными S (SO8). Нам надо именно SO8, значит IR21531S — остальное значения не имеет. PBf это, для общего развития, под бессвинцовую поточную пайку. Типа сертификат годности. Мы поточно паять не будем, так что микруха любая 21531S


26 комментариев:

  1. Перечень элементов зарядного устройства Автоэлектроника T1021


    Транзисторы:
    TD1, TD2 – 1FW (BC847B)
    VT1,VT3 – 1FW (BC847B)
    VT2, VT6 – 3BW (BC856B)
    VT4, VT5 – IRF740AS
    VT7, VT8, VT10 – 6CW (BC817-40W, корпус sot23)
    VT11 – IRFZ44ZC
    VT9 – FR3418
    Диоды:
    DS1, DS2 – A7W (BAV99W переключающие диоды) – не сходится с нумерацией на схеме
    DS3, DS4 – A4t (BAV70W – два вч диода с общим катодом 75V, 450 мА, корпус SOT 323) – не сходится с нумерацией на схеме. Можно ставить c маркировкой A4W
    VD1, VD2,VD3,VD4 – RS1J (быстрый диод 1А, 600 В DO-214AC)
    VD5 – S6 63A (диод шоттки BA40H)
    Мост выпрямительный – RS206

    Регулируемый стабилиторон
    AZ1- 431c
    Оптрон:
    OP1-PC817C
    Операционный усилитель:
    A1 – LM324

    При ремонте заменено:


    VT7,VT8 – 6CW (BC817-40W) – на корпусе точка от перегрева
    DS3, DS4 – A4t (BAV70W) – заменен на A4W (5 руб за 2 шт.) – корпус пробит
    VT6 – 3BW (BC856B) (2,50 руб) – следов деформации не было.
    TD1 – 1FW (BC847B) Оказался целый, поменял заодно. (2,50 руб)
    VT9 IRFR34118 – Заменен На IRFR1018 (125 руб). Корпус взорвался , 1 ногу оторвало.

    Проверены :
    Диодный мост – исправен
    С2 (33мкф, 400V) – исправен
    DR1,DR2,DR3,DR4,DR5 - исправен
    С18, С21 – 0,47мкф 400V - исправны
    VT11 – IRFZ44ZC – исправен
    С27,С28, С29 (1000мкф 35V)– исправны
    С16 –(100мкф 25V) исправен

    Детали на п\п очень плохо менять. Отверстия по диаметру просверлены без запаса. Элементы после выпайки обратно вставлять трудно. Металлизация в отверстиях разрушается при пайке. Заводская пайка произведена без свинцовым припоем, плавится плохо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я так понимаю, что в основном все поломки из-за перегрева !!!
      А нельзя ли как то придумать прикрепить ниже фонарика вентилятор для обдува внутренностей прибора !? Выпилить отверстие и кулер на саморезы, вот только интересно на сколько ампер по току его выбирать и куда можно подсоединить !?

      Удалить
  2. Маркировка деталей взята по печатной плате. Может кому пригодиться.

    Зарядным устройством при токах зарядки < 0,8A лучше не пользоваться. Велика вероятность выхода из строя из - за плохой схемотехники.

    ОтветитьУдалить
  3. Разобрал еще одно такое же зарядное устройство Автоэлектроника T1021 (в целях профилактики,хотел подкову шунта пропаять). Зарядное устройство рабочее. Каково же было мое изумление, когда я вместо нормального шунта увидел впаянную петлю из чуть живенького МГТФ диаметром около 1 мм. Вот такая вот "экономия" производителя.

    В этом варианте ЗУ :
    вместо VT9 IRFR34118 - установлен IRFR1018 (я на такой как раз и поменял при ремонте)
    вместо VT11 – IRFZ44ZC - установлен IRFZ48NS (корпус TO-263 (D2-PAK)с маркировкой на корпусе FZ48N.


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за информацию

      Удалить
    2. Про петлю интересно. Я тут столкнулся с таким же устройством, оно не давало ток и горел лед ВНИМАНИЕ - как раз не был пропаян шунт

      Удалить
    3. У меня меньше 1 мм.
      VT9 - 1018
      VT11 - 44ZS
      Они там видимо собирают из чего попало, что есть под рукой, то и ставят. (((

      Удалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. Купил Т-1021 еще в начале 2011 г, когда их делали еще по-человечески. Может быть поэтому все работает идеально уж 6 лет, весной заряжаю в гараже аккум 60 Ач, иногда подзаряжаю. Зимует зарядник тоже в гараже. Кстати, аккумулятор может быть из-за толкового процесса заряда уже 7-8 лет живет. На зиму с октября оставляю в погребе при +2С, просто снимаю с машины, не заряжая. В апреле прихожу - на батарее 12.3-12.4 в. Аккуму 7 лет!!! Чудеса - но факт.
    А вопрос возник недавно только по поводу амперметра (вернее показометра) - на него в схеме идут уж очень тоненькие проводки. Он включен с неким делителем - или весь ток через него идет??
    Да и как-то показывает он очень уж условно. Отключенный, то есть при нуле - на половину деления в право, то есть 1А, около 2мм. Это мелочь, у дешевых девайсов это бывает. А вот при реальном токе 5А стрелка стоит на 8А (то есть уже ПОЛТОРА деления вправо, и порядка 5мм). Физика этого дела не совсем понятна. Можно это без головняков подправить?

    ОтветитьУдалить
  7. Помаленьку (некогда) ремонтирую Т1021. Это жуть! По годам есть отличия мелкие. Кто придумал радиатор к Т9 в виде куска ( 10 см) толстого многожильного провода? И это не после ремонта, а именно заводская конструкция! Там и отверстия предусмотрены. Второе: А зачем стоит AZ1 (TL431s)? Что стабилизировать? При номиналах резисторов как на схеме, никогда она не откроется. И вообще где вы видели два параллельно соединённых стабилитрона? Один - AZ1, а другой - 15-вольтовый внутри IR2153. На практике - удаление А1 и С8 (иначе он пробивается сходу) получим напряжение на "стабилитроне" AZ1, в зависимости от экземпляра - 45-100 вольт! В общем если его выбросить - ничего не меняется. А транзисторы - датчики температуры TD1 и TD2? Припаяны на плате просто недалеко от транзисторов, которые они защищают. Я уж не говорю, что опасно - большая длина дорожек, гальванически связанных с сетью и вторичных цепей, а от нагрева аж фольга отклеивается, а пока дойдёт до TD1 и TD2 - расплавиться успеют.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да ужас полный и поздние версии еще хуже первых. А TD1 и TD2 это по моему мнению термокомпенсация, она ни от чего не защищает, а вот зачем ее приделали - вопрос.

      Удалить
  8. Я пробовал нагревать ТD1 и ТD2- переключается резко - сразу срабатывает защита и загорается красный светодиод.
    Относительно AZ1. Действительно, в нормальном режиме - не нужен. Он стоит для защиты от входного перенапряжения. При превышении сетевого напряжения, напряжение на управляющем выводе TL431 становится больше 2,5 вольта, и выходной транзистор TL431 открывается и напряжение питания А1 становится почти ноль. Но элементарный расчёт показывает, что это случится при входном напряжении вместо 220 вольт - 265 вольт и более. И будет такой: электролит может пробиться, а вот остальное вполне уцелеет.
    Ещё при отсутствии нагрузки может впадать в автоколебательный режим - светодиод сеть периодически (1-2 раза в секунду моргает) Это связано с тем, что скважность импульсов не может уменьшится до нуля. Но это мелочь, стоит включить фонарик или припаять на +UP резистор 1 ком, все станет стабильно. Вот сейчас переделываю для сына одну Т1021. Для соих, что называется... Потому поставил Т9 и Т11 на радиаторы (куски от старой видеокарты) а Т4 и Т5 тоже, но только прям на месте - приделал кусочки медной пластины (распрямил медную трубку D20 от промышленного холодильника. Эти транзисторы уже конечно 830-е и под болт а не D2PAC. Т11 поставил 60N06 (60 вольт, 60 ампер)

    ОтветитьУдалить
  9. Нужна помощь. Зарядник включается фонарь вкл и гаснет. Светодиоды молчат. Менял 2153, 830,мост, дросселя,оптопару. На 2153 13 вольт. Задеваю оптопару тестером (3-4 нога) включается на 2 секунд. Кидаю минус инвертора на оптопару 1 нога -включается, на выходе 17 вольт, даю нагрузку трещит. Уже спалил 4 -830) есть желание расправить это устройство.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня такая же ситуация. Только начал разбираться.

      Удалить
    2. Такие же симптомы, при включении на 1-2 сек. зажигается фонарь и гаснет. Зарядки нет. Вам удалось победить неисправность?

      Удалить
  10. Доброго!
    На этом ЗУ на выходе вместо положенных 14-15В (или сколько там правильно?) имею всего 3В.. Подскажите, куда копать? При этом фонарь работает исправно, вращение регулятора тока изменяет интенсивность свеченния лампы "Сеть"

    ОтветитьУдалить
  11. год назад хлопнул и замолк в поисках решения проблем забрел сюда. к счастью результат 2 жизнь этому чуду. А вот сегодня узнал что если АКБ ниже 6 вольт он отказывается работать. Показомер не соответствует реальному значению тока, при 8 шкале = 5 амперам. 7 ампер держит, на большее не способен

    ОтветитьУдалить
  12. Здравствуйте Не подскажите где заказать транзистор на зарядник RFR1018E

    ОтветитьУдалить

  13. Экзотические растения семена адениума и другие комнатные цветы.

    удачно

    ОтветитьУдалить
  14. Купил недавно и обнаружил, что выходное напряжение в автомате 14.95 вольта. Попытаюсь обменять у продавца, но, если не получится, можно чем-то подрегулировать выход?

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста. При включении зарядного устройства оно начинает пищать транзисторы V4 V5 IRF740 не пробитые визуально выгоревших элементов не обнаружено. Что это может быть? Может Шим IR2153 A1?

    ОтветитьУдалить
  16. Уважаемый автор. Судя по всему сеть запрос на ремонт Т1021 своими силами у многих, но не хватает знаний. У меня так же умер ЗУ Т1021.
    Предлагаю вам удаленно провести меня по поиску неисправности в ЗУ за вознаграждение, а получившийся формат выложить в блоге.

    ОтветитьУдалить