Берегите себя

Берегите себя

26 июл. 2017 г.

Электронное реле поворотов с "мелодичным зуммером" (ATtiny13)

Да НИХРЕНА он не мелодичный, вот что я хочу вам сказать!!! Странноватый зуммер, однако!

Как я, наверное, говорил, я езжу на маленьком японском мотоцикле Yamaha YBR125.
Тот, мелкий уродец, что слева  - мой.
И некоторые особенности его подбешивают. Как то полез я в реле поворотов, на предмет покрутить тайминги, а то некрасиво. Моргало оно медленно, какими-то невнятными короткими вспышками. Ожидал я внутри увидеть какое-то китайское рукоблудие на паре транзисторов, и я был полон решимости навесить 1-2 конденсатора и покрутить номиналы резисторов, чтобы привести прерыватель к эстетической и безопасной норме.
О, да лопни мои глаза, научите меня ЭТО развидеть!

Шок №1. Два контакта!

Шок №2. В нем нет ничего вообще! Магия!
Во-первых, это двухполюсник! То есть на него подается постоянный плюс, и если выход нагрузить лампочкой, то она будет моргать. Система как на ЗИЛ-130, только там применяли биметаллическую пластину. Здесь, ток проходит через реле, и параллельно ему подключены два конденсатора, и больше внутри нет ничего. Но оно как-то работает!!!???
В мире есть много стран с нулевой толерантностью к чему-либо. В Китае, например, нулевая толерантность к наркобизнесу. Могут надолго закрыть, если поймают с неправильными веществами. Но, судя по этому реле, не всех переловили. У меня же лично нулевая толерантность к электромагнитным реле. Терпеть не могу. Нет, они безусловно хороши при мощных нейтронных потоках, но мне при таком раскладе оценить их преимущества вряд ли удастся, живой человек ломается раньше электроники.
Так что я полез в Google и нашел подходящую схемку. Встречалась она мне в готовом виде и на Drive2, так что по всем раскладам работать должна норм.
 Пришлось произвести некоторые замены. Интегральный стабилизатор ака КРЕНка - у меня 78M05, транзисторы VT3, VT4 - BC817 и BC807 соответственно, VT2 тот же BC817, диод запуска - 1N4448 (SMD), резисторы типоразмеров 0603 и 0805, конденсатор С7 керамический типоразмера 1206.
Работают поворотники точно так же, как со штатным реле. В этой схеме за запуск прерывателя отвечает цепочка VD1, R4, R5. Сторожевой пин контроллера (7) за счет R5 "высокий", и генератор остановлен. Если на выход прерывателя подключить нагрузку, то есть включить поворотник, то на пине 7 появится "низкий" уровень и генератор запустится.
Отдельный абзац стоит посвятить транзистору VT1. В схеме автора стоит некое ископаемое чудовище размером со спичечный коробок. Источники ОБС (одна бабка сказала) сообщают, что в поворотниках YBR125 стоят 10-ваттные лампы. Аварийки не имеется. То есть в сумме получается 20-22 Вт с учетом контрольной лампы. При напряжении 15В это соответствует току 1,47А. Зачем на такую мелочь ставить 74-амперный транзистор. Сопротивление канала у чудища - 0,02 Ом. Нет, так делать не будем. Возьму-ка я мелкий транзистор в SO8 - SI4435.
Сопротивление канала у него, как минимум, не хуже (но и не лучше). Мощность, рассеиваемая на ключе:
Падение напряжения на участке цепи: U=I*R=1,47*0,02=0.0294В.
Мощность: P=I*U=1.47*0.0294=0.043218
Можно за перегрев или перегруз даже не париться от слова вообще. С учетом того, что на затворе 12-15В, канал откроется полностью в любом случае.

 Зашил процеccор авторской прошивкой и фьюз-биты должны быть выставлены на работу от внутреннего генератора 9,6 МГц с выключенным предделителем на 8. У меня заработало все сразу, значит на картинке фьюзы правильные. Я по привычке всегда перепроверяю настройки в калькуляторе.



Детали разместил на макетной плате, представляющей собой поле из мелких квадратов 1*1 мм, залитых шелкографией. На нее без труда встают и SOIC и SOT. Шелкография в нужных местах счищается резаком, квадраты облуживаются и на них монтируется схема. Клеммы "папа" для подключения вырезал из подходящей по толщине медяшки и выходной контакт одновременно является радиатором для VT1, его выводы 5,6,7,8, это сток, паяются к ней. И электрический и тепловой контакты превосходные.


Головка 32-омная, как звать не знаю. Монтаж вычистил от флюса и залил эпоксидкой.
В общем заработало все сразу и без вопросов, вот только зуммер позорный. Я надеялся на благородное попискивание, на худой конец пощелкивание, а тут какой-то мрак господень. И ведь такое люди ставят практически перед мордой под приборку, и в машине получится  адочек, стоять-то на поворот иногда и по полчаса можно. Впрочем послушайте сами, порадуйтесь!



А еще я наделал большую беду себе на утро (не связанную с поворотниками). Уходя с работы, хотел поставить рабочий прибор на прогон на ночку, подключил его к блоку питания 15В (регулируемому), аккумулятор внутри прибора был подсевший, ток заряда оказался довольно большой, и когда прибор включился, начала подтрескивать защита и ограничивать ток, понижая напряжение. Короче, мне надо было защиту загрубить, ручку до упора вправо, каким-то задним мозгом я вместо тока, накрутил ему напряжение до 29В. Чувствую, там сталинград внутри полнейший, танталы, источники, а еще и ПЛИС и процессор. RIP. Хорошо, если сама плата выжила. одним движением нажил себе просто фиолетовый геморрой размером со сливу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий